Двигательная активность детей и особенности реакций организма ребенка на физическую нагрузку
При проведении коррекционных мероприятий следует учитывать то, что поражение одного звена нервно-мышечной системы формирует целую цепь компенсаторных реакций. В диагностике и коррекции опорно-двигательного аппарата нельзя воздействовать только на один сустав или одну мышцу.
Необходимо выявлять и корректировать весь комплекс возможных нарушений при сопоставлении динамики аэробной и анаэробной работоспособности у детей с 7 до 17 лет, занимающихся физкультурой под руководством преподавателей с принципиально разными методами преподавания, сделали следующее заключение.
Эндогенные факторы (пубертатные процессы, пол и тип телосложения), как и экзогенные факторы (организация занятий) оказывают весьма существенное влияние на мышечную энергетику детей и подростков, но в методиках проведения занятий безынициативными преподавателями роль экзогенных факторов снижена.
Особенности реакций организма детей на физическую нагрузку
При организации двигательной активности у детей следует учитывать особенности реакций их организма на физическую нагрузку:
- у детей, как и у взрослых людей, ЧСС и сердечный выброс при увеличении нагрузки нарастают, но по сравнению со взрослыми ЧСС утдетей больше, а ударный объем меньше. Итоговые величины сердечного выброса при заданной мощности нагрузки у детей меньше;
- дети затрачивают больше энергии, чем взрослые люди, при однотипных видах нагрузки той же интенсивности и демонстрируют при этом и более выраженное нарастание кровотока в работающих мышцах, чем у взрослых людей;
- у детей меньше абсолютные величины аэробной мощности, так как они имеют меньшую массу тела и при нагрузке дышат чаще, чем взрослые, при любом уровне потребления кислорода. У мальчиков максимальные величины систолического АД при нагрузке больше, чем у девочек того же возраста, что следует учитывать при выборе для них интенсивности мышечной нагрузки. Во время нагрузок, связанных с перемещением тела (бег, ходьба, танцы), потребление кислорода у детей было на 12-30% выше, чем у взрослых людей;
- следует особенно принимать во внимание выработку тепла организмом детей при физических нагрузках, так как они по сравнению со взрослыми имеют более низкую способность теплоотдачи при мышечной работе. На единицу площади поверхности тела метаболизм у детей при нагрузках больше, потоотделение меньше, а начало потоотделения при повышении температуры внутренней среды организма начинается не сразу. В связи с этим детям перед началом занятий нужно больше времени на тепловую адаптацию к внешней среде;
- во время ходьбы и плавания с субмаксимальной мощностью нагрузки потребление кислорода у детей на 10-30% больше, чем у взрослых при таких же нагрузках;
- до 10-летнего возраста тренировки на выносливость меньше влияют на увеличение размеров сердца, чем возрастное развитие, но при подвижных играх и у этих детей выявляется улучшение аэробной мощности и работоспособности.
Обучение детскому массажу на курсах массажа в Санкт-Петербурге